Правила безопасности
ПРАВИЛА
безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при освоении образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи.
- Настоящие Правила распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательнооздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебновоспитательных учреждениях, иных организациях (далее – учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи
- Настоящие Правила направлены на обеспечение безопасности организации образовательного, воспитательного процессов, сохранение жизни и здоровья всех участников образовательного процесса во время нахождения в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
- Настоящие Правила являются обязательными для выполнения участниками образовательного, воспитательного процессов в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
ГЛАВА 2
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
- Учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.
- Учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, при осуществлении образовательной деятельности создают условия для обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в соответствии с нормативными правовыми документами.
- В учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, обеспечивается соблюдение санитарноэпидемиологических требований.
- Для организации безопасного пребывания в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, создается доступная среда с учетом комплексного подхода.
- В целях обеспечения безопасности обучающихся и работников в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, устанавливается пропускной режим.
- Организация пропускного режима в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, обеспечивается руководителем учреждения.
- Контроль за соблюдением пропускного режима возлагается в дневное время на уполномоченное лицо, определенное приказом руководителя учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
- Выполнение требований настоящих Правил обязательно для всех работников, постоянно или временно работающих, обучающихся и их родителей (законных представителей), посетителей.
- С целью ознакомления участников образовательного процесса настоящие Правила размещаются на информационном стенде и на официальном сайте учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
- Пропускной режим в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, обеспечивается в дневное время работником Департамента охраны Министерства внутренних дел, в ночное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни – работником Департамента охраны Министерства внутренних дел, сторожем, иным работником учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
- Вход в здание учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, работников, обучающихся и родителей (законных представителей), посетителей производится через пост охраны с использованием системы контроля и управления допуском (турникета).
- Допуск работников в здание учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, в нерабочее время осуществляется с письменного разрешения руководителя учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
- Руководитель учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи: обеспечивает безопасные условия при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи; осуществляет контроль за выполнением правил внутреннего распорядка всеми участниками образовательного процесса; утверждает локальные правовые акты, определяющие порядок безопасной организации образовательного и воспитательного процессов в соответствии с действующим законодательством; организует мероприятия по недопущению образования, раннему обнаружению очагов возгораний и принимает незамедлительные меры по ограничению их распространения и ликвидации; обеспечивает наличие стендов с информацией по пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности, а также своевременное их обновление; обеспечивает содержание в технически исправном состоянии зданий, сооружений, наружных установок, оборудования, инженерных систем, технических средств противопожарной защиты, первичных средств пожаротушения, средств связи, транспортных средств, эксплуатируемых и применяемых на объекте, осуществляет контроль за их технически исправным состоянием, принимает меры для немедленного устранения выявленных нарушений противопожарных требований, способных привести к пожару; создает условия для доступной среды в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи.
- Педагогические работники учреждений, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи:
создают безопасные условия при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;
информируют руководителя учреждения при возникновении внештатной ситуации и действуют согласно разработанным инструкциям;
обеспечивают контроль за зачислением учащихся в объединения по интересам художественного (хореографическое направление) и физкультурно-спортивного профилей при наличии медицинской справки; включают при разработке программы объединения по интересам в обязательном порядке вопросы безопасной жизнедеятельности обучающихся; обеспечивают обязательное ознакомление с требованиями по соблюдению безопасности на занятиях объединений по интересам;
обеспечивают наличие необходимой локальной документации при организации образовательного процесса вне учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи (в том числе экскурсии, пленэры, концертные программы);
организуют образовательный процесс в объединениях по интересам согласно расписанию занятий, утвержденному руководителем учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;
обеспечивают безопасность обучающихся при организации образовательного и воспитательного процессов.
ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА В УЧРЕЖДЕНИИ, НА БАЗЕ КОТОРОГО РЕАЛИЗУЕТСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
- Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи (с его территории), устанавливаемый в целях защиты учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, от противоправных посягательств.
- Пропускной режим в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утверждаемой его руководителем, разрабатываемой на основании требований законодательства в сфере охранной деятельности и иных нормативных правовых актов.
- Работник охраны, сторож:
21.1. обеспечивают порядок и сохранность имущества учреждения, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, совершают систематические обходы всего здания и (при необходимости) прилегающей территории;
21.2. осуществляют контроль за: выполнением режима противопожарной безопасности всеми находящимися в учреждении, на базе которого реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи; соблюдением пропускного режима.
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства образования
Республики Беларусь
03.08.2022 № 227
ПРАВИЛА
безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящие Правила распространяются на участников образовательного и воспитательного процессов при реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи и направлены на охрану жизни и здоровья обучающихся, создание безопасных условий при организации образовательного процесса, в том числе при проведении мероприятий плана воспитательной работы учреждения образования.
- Безопасность учреждения образования представляет собой целостную систему, направления которой работают взаимосвязано, обеспечивая безопасность всех участников образовательного процесса во время нахождения в учреждении образования.
- Для организации безопасного пребывания в учреждении образования создается доступная среда с учетом комплексного подхода.
- Настоящие Правила устанавливают требования к мерам безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах и лабораториях, определяют обязанности участников образовательного процесса в учреждении образования по обеспечению безопасного проведения занятий при реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи, а также устанавливают требования к мерам безопасности при организации воспитательного процесса.
- Настоящие Правила являются обязательными для выполнения работниками учреждения образования при организации образовательного и воспитательного процессов.
ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Пропускной режим – порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза) имущества на территорию учреждения образования (с территории учреждения образования), устанавливаемый в целях защиты учреждения образования от противоправных посягательств.
- Пропускной режим в учреждении образования устанавливается в соответствии с инструкцией о пропускном режиме, утверждаемой руководителем учреждения образования, разрабатываемой на основании требований законодательства в сфере охранной деятельности и иных нормативных правовых актов.
- Создание здоровых и безопасных условий при проведении занятий осуществляет руководитель учреждения образования, заведующий учебной лабораторией, преподаватель (специалист), лаборант в соответствии с законодательством.
- Руководитель учреждения образования обеспечивает: организацию образовательного процесса только в специально оборудованных и изолированных учебных лабораториях, помещения которых соответствуют требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов; здоровые и безопасные условия для обучающихся при организации образовательного процесса.
- При использовании для проведения занятий реактивов, относящихся к 1, 2 и 3 классам опасности и требующих особого обращения при их хранении и использовании, проверка знаний по безопасности оформляется протоколом. Протокол, утвержденный руководителем учреждения образования, подписанный заведующим учебной лабораторией, означает допуск обучающегося к выполнению работы в учебной лаборатории.
- В учебной лаборатории не допускается: выполнение функций лаборанта обучающимися учреждения образования; нахождение обучающихся в учебной лаборатории без преподавателя или лаборанта; превышение количества обучающихся в учебной лаборатории над количеством индивидуальных учебных мест; выполнение работы обучающимися без разрешения преподавателя (специалиста); выполнение в лаборатории работ, не связанных с плановыми научноисследовательскими, учебными целями, безопасность проведения которых не предусмотрена документами в сфере безопасности. Перед выполнением работы в учебной лаборатории обучающийся изучает методику и требования по ее безопасному выполнению.
- Не допускается использовать учебную лабораторию конкретного направления (профиля) реализации образовательной программы в качестве учебной лаборатории другого направления (профиля) реализации образовательной программы.
- Допуск обучающихся в учебную лабораторию осуществляется с разрешения преподавателя (специалиста), лаборанта.
- Руководитель учреждения образования, заместитель директора по воспитательной работе, заведующий отделом воспитательной работы, воспитатель должны обеспечить безопасность организации воспитательного процесса.
- Руководитель учреждения образования обеспечивает:
здоровые и безопасные условия для обучающихся при организации воспитательного процесса;
здоровые и безопасные условия труда работников;
проведение инструктажей с работниками, обеспечивающими выполнение мероприятий по безопасности воспитательного процесса.
- Воспитатель должен:
контролировать наличие постельных принадлежностей, предметов личной гигиены;
контролировать правильность хранения и использования предметов личной гигиены (мыло, зубная щетка, паста, полотенца для лица, ног);
контролировать заправку постели, смену нательного и постельного белья в полном комплекте;
провести беседу о правилах пользования санитарно-гигиеническими комнатами, по поведению в чрезвычайных ситуациях;
познакомить обучающихся с территорией учреждения образования и указать травмоопасные места;
познакомить обучающихся с работниками служб учреждения образования, их функциональными обязанностями (медицинские работники, педагог социальный, работники столовой, техперсонал);
сопровождать обучающихся к местам проведения мероприятий или занятий; фиксировать индивидуальную занятость в своем педагогическом дневнике (педагогической документации);
контролировать соответствующую форму одежды обучающихся, проверять наличие головных уборов, удобной обуви;
иметь список обучающихся по именам, фамилиям, их анкетные данные в своем педагогическом дневнике (педагогической документации);
обеспечить полную организованность, порядок и дисциплину в своем профиле, обеспечить все меры безопасности жизнедеятельности детей;
исключить неорганизованные посещения объектов городской инфраструктуры, самовольные отлучки из учреждения образования; соблюдать режим дня;
следить за отсутствием в спальных комнатах любых продуктов питания;
в случае обнаружения недомогания обучающегося направить его в медпункт; при появлении признаков инфекционного заболевания неукоснительно соблюдать требования медработников по выполнению противоэпидемических мероприятий с целью ликвидации распространения инфекции среди обучающихся;
ежедневно проветривать комнаты согласно графику проветривания;
проводить весь комплекс инструктажей в течение смены, фиксировать их усвоение в журнале инструктажей;
в случае возникновения ситуации, угрожающей жизни и здоровью обучающихся, обеспечить необходимые меры по сохранению их жизни и здоровья.
ГЛАВА 3
ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Помещения учебных лабораторий должны соответствовать требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
- Учебные лаборатории должны быть изолированы от других помещений.
- Учебные лаборатории оборудуются специальной мебелью в соответствии с требованиями обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов: столами ученическими лабораторными, столами демонстрационными, стульями.
- Рабочие столы и вытяжные шкафы в учебных лабораториях, предназначенные для работы с пожаро- и взрывоопасными веществами, должны быть покрыты негорючим материалом, а при работе с кислотами, щелочами и другими химически активными веществами – материалами, стойкими к их воздействию, также должны быть оборудованы бортиками высотой 20 мм.
- Каждый обучающийся обеспечивается учебным местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха.
- Учебные лаборатории должны быть оборудованы водопроводом. Один водопроводный кран оборудуется насадкой для смыва с кожи едких веществ, а на другой кран надевается резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.
- Помещения учебных лабораторий во время перерыва необходимо проветривать. Перед началом занятий и по их окончании, а также в перерыве проводить сквозное проветривание. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах или форточках.
- Для обеспечения нормального температурно-влажностного режима не допускается оклеивать и забивать фрамуги и форточки. Открывание фрамуг или форточек должно производиться механическими приводами.
- Окна учебных лабораторий должны находиться в исправном состоянии. С наступлением зимы при необходимости их утеплять.
- Учебные лаборатории должны иметь естественное и искусственное освещение, соответствующее требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов.
- В качестве солнцезащитных устройств необходимо использовать в учебных лабораториях жалюзи, шторы, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Не разрешается использовать на окнах в учебных лабораториях шторы с декоративной целью.
- Стекла окон с наружной стороны очищаются от пыли и грязи 3–4 раза в год, а с внутренней стороны – ежемесячно. В целях обеспечения безопасности очищение окон от пыли и грязи обучающимися не допускается.
- Учебные лаборатории должны быть оснащены средствами индивидуальной защиты в соответствии с требованиями, установленными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2022 г. № 518 «О реализации Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании».
- При выполнении работ в учебной лаборатории с веществами, вызывающими раздражение кожных покровов, следует применять профилактические пасты и мази, а также смывающие и обезвреживающие средства, выдача которых производится в соответствии с требованиями, установленными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами».
- Учебные лаборатории должны быть оснащены: аптечками первой медицинской помощи универсальными, укомплектованными в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 декабря 2014 г. № 80 «Об установлении перечней аптечек первой помощи, аптечек скорой медицинской помощи, вложений, входящих в эти аптечки, и определении порядка их комплектации», плакатами по пожарной безопасности и оказанию первой медицинской помощи; первичными средствами пожаротушения.
- В учебных лабораториях должны быть правила по безопасности для учебных лабораторий, разработанные заведующими учебных лабораторий по конкретным направлениям реализации образовательной программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждении образования и утвержденные руководителем учреждения образования, журнал регистрации инструктажа по охране труда, табличка с указанием фамилии ответственного за пожарную безопасность, номер телефона пожарной службы.
- Приобретаемые для учебных лабораторий оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться соответствующими документами об оценке соответствия обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам.